Всё начинается с детства!
Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь.
В. Крапивин
Завершился четвертый литературный конкурс «Читаем вместе!», который позволил читателю встретиться с большим детским писателем, педагогом Владиславом Крапивиным – командором с тридцатилетним стажем пионерского отряда «Каравелла» — парусной флотилии. Более двухсот произведений создал писатель, героем которых стали стойкие светлые мальчишки «с крылышками за спиной», шагающие по жизни с девизом «Барабанщики, вперед!»
Часть первая.
Здравствуй, мальчик с крылышками за спиной!
( по роману «Журавленок и молния»)
В конкурсе приняли участие 95 мальчишек и девчонок 2-10 классов школ района, их родители и учителя, представившие 113 творческих проектов – сочинений, эссе, читательских дневников, иллюстраций с описанием событий, кроссвордов и ребусов. Не остались участники равнодушными к героям – «крапивинским мальчишкам», узнавая себя на страницах книг. Нам, взрослым, стоит прислушаться к мнению наших участников, уверена, откроем для себя много полезного и важного.
«В наше время еще есть, остались журавлята, такие, как Журка – храбрые, отважные, смело смотрящие в будущее, те, что не боятся молний… Молнии, черные молнии. Порой, они исходят от родных и близких людей. Взрослые, если вы увидите под ливнями и молниями Журавленка, пожалуйста, поспешите ему на помощь! — написала Даша Макарова, 9Б, школа п. Алексеевск.
Вспомните себя в этом возрасте: может вы испытывали любовь к чтению, как Журка, который получил в наследство библиотеку из дедушкиных книг, или вам нравилось играть в разведчиков с мальчишками из соседнего двора, как любил этим заниматься Горька…Нет ничего хуже, чем стать жертвой домашнего насилия, которое испытал на себе Горька…Однажды такая черная молния ударила и по Журке…Молниям все равно. Они бьют неожиданно, без разбора. А сколько таких молний в жизни у разных людей? Надежды нет, нет выхода – начинаем твердить мы себе. Но выход всегда есть. Примером может служить жизнь и поступки главного героя романа «Журавленок и молнии»».
Новосельцева Ангелина, 9Б, школа п. Алексеевск: «В этом году мне посчастливилось познакомиться с тремя книгами Владислава Крапивина. Самое большое влияние на меня оказал роман «Журавленок и молнии». Одной из самых ярких молний была ссора Журки с отцом. Эта сцена заставляет тело покрыться мурашками,…мне было очень жаль Журку. Украсть и продать книгу, зная, насколько она дорога сыну, — отвратительный поступок со стороны отца». Рябошапка Денис, 9Б, Алексеевск: «…молния отступила перед желанием, почти клятвой Юры, сберечь книги, завещанные ему дедушкой: «Журавлик! Книги на полках – тебе. Это старые мудрые книги, в них есть душа. Я их очень любил. Ты сбереги их, родной, и придет время, когда они станут твоими друзьями. Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории..и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику…Ты их еще сочинишь, малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю…Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавленком».
А вот строчки из письма Журке Селиванова Михаила, 9Б, Алексеевск: «Привет, Юра! Знаешь, я постарше тебя, но твои поступки на уровне взрослого человека…. Не представляю себя в такой ситуации, в какой ты оказался с отцом, вернее, боюсь представить. Ты очень смелый…хотя ты защищал не книги, а что-то дорогое, почти священное для тебя, то, что дедушка оставил только тебе. Я долго думал, смог бы я так долго не общаться с отцом. Я даже осуждал тебя за это. Но в минуту опасности ты понял, как дорог тебе отец, нет, не отец, а папа: «Все теперь отодвинулось: Иринка, аэропорт. Был только страх за отца. Иринке он объяснит, лишь бы с папой ничего страшного не случилось». Я не буду писать, что хочу быть похожим на тебя, но вот друга такого мечтал обрести. Теперь ты есть. До свидания, Журка. Твой новый друг Миша». Зарукина Елена Иннокентьевна, классный руководитель 9Б класса Алексеевской школы, классные часы которой направлены на приобщение воспитанников к хорошей книге (она практикует совместное чтение и обсуждение прочитанного на классных часах или по субботам), как и ее ученики, обращается к Журке в письме: «Здравствуй, Юра. Здравствуй, мальчик с крылышками за спиной…ты достойный продолжатель крылатого племени Савельевых. Отец твой часто подтрунивал, что «дамское воспитание» не дает те плоды, а вот Ромка «никогда-никогда не смеялся над Журкой, они оба понимали, что главное в человеке – характер, а не то, что девчонка он или мальчишка». Знаешь, я взрослый человек, но думаю, мне стоит поучиться у тебя говорить в лицо правду человеку, поступившему подло для личной славы. «Ей кинокадры, а людям горе. Ни над кем, даже над виноватыми людьми, нельзя так издеваться», — это решительный протест против действий взрослых, которые считают себя правыми всегда. К сожалению, взрослые бывают неправы, и, сознавая это, решают поправить дело криком: «Если мы его сейчас не сломаем, что будет потом? В шестом классе, в седьмом, в восьмом? То, что он делает, неподчинение, для школы это хуже хулиганства или воровства». Но они не сломали тебя, хотя приложили для этого большие усилия. Журка мечтает изобрести машину, отводящую удары молнии, но «как отведешь горе, которое делают сами люди? Если кому-то в радость чья-то боль? Если одни смеются, когда другие плачут?»
Журка, журавленок, журавлик, будь счастлив, и хоть молнии летают вокруг, я верю – ты справишься сам и поможешь другим. Спасибо за уроки мужества и чести! Крылатая стая может гордиться тобой!» Вот такие непростые вопросы задает Журка самому себе и нам, взрослым, на чьих плечах лежит ответственность за «малых сих». Светлана Александровна Дрозда, мама двух школьников, она — постоянный участник литературных конкурсов. Вместе с сыном Ильей, 9 Б класс, Алексеевск, читает и обсуждает прочитанное. Вот к каким выводам они пришли после прочтения романа «Журавленок и молнии»: «Роман поглотил нас, читали на одном дыхании, хотелось узнать, а что там дальше, все ли хорошо. Тебе пришлось многое пережить, но ты вышел из всех ситуаций с достоинством, всегда отстаивал свою правду, как завещал тебе дедушка: «Учись летать высоко и смело. Ты сумеешь. Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь». Мы очень радовались, когда случай помирил вас с отцом. Это был хороший урок для него. Ты умеешь дружить, и друзья твои такие же искренние, смелые. Мы дочитали книгу, и нам очень жаль расставаться с тобой, Журавленок!» А вот Горячева Маргарита, 9 А класс, Алексеевск, подметила, что «своими друзьями Журка считал книги. Он делал уроки буквально за полчаса, а вечером «зарывался в дедушкины книги»: одни из них были интересные, и Журка читал их подряд. Некоторые казались скучноватыми, но Журка все равно перелистывал их: разглядывал пометки на полях, иллюстрации, виньетки, читал отдельные страницы. И знал, что когда-нибудь прочтет всерьез. А пока они радовали его даже непрочитанные. Они были как загадочные гости из далеких времен. В каждой из них таилась неспокойная и громадная жизнь». Владислав Крапивин в одном из обращений к детям подчеркнул, что «нас объединяют книги. Книги – это целый океан…, это изумительное изобретение человеческой цивилизации. Книги независимы от суеты и условностей, они спасут вас в трудную минуту. Берегите их как дорогих товарищей детства».
Часть вторая.
Место особого назначения
(по книге В.Крапивина «Колыбельная для брата»)
Наталья Михайловна Карнапольцева, заместитель директора по воспитательной работе школы № 1 г.Киренска, чьи рассуждения о прочитанном всегда жду с большим нетерпением и интересом, говорит о том, что «сегодняшние нигилисты зависают в планшетах и телефонах, из которых аниме-продукция лепит без цензуры поколение айтишников, блогеров, людей успеха. Мы, к сожалению, забываем книжки нашего доброго детства. А нашим детям они кажутся устаревшими. Но, если оставить атрибуты пионерского коллективного, то остается самое важное, непреложное, как в повести Крапивина «Колыбельная для брата»: законы совести и чести. И не все учителя, как могли убедиться, в погоне за успеваемостью и качеством, решая, что имеет значение, а что нет, сеют вечное и доброе просто потому, что утратили способность за коллективом видеть личность. А обезличенный коллектив – это толпа, которой только дай повод для штурма…. Я перечитываю небольшую повесть, делаю пометки на полях, соглашаюсь с родительской защитой, восстаю против несправедливого навешивания ярлыков…но школа, как островок, остается при любых временах и реформах местом особого назначения, где происходит становление личности. Отец ребенка берет сторону оклеветанного сына, рассуждает об истоках чести: «Вам не кажется, что честь начинается с любви?» Подростки говорят о своих учителях. Мы узнаём, что Вера Сергеевна строгий, но справедливый математик, читающий в подлиннике Стендаля, извиняется за двойку, потому что не привила любовь к своему предмету. А Зоя Алексеевна, учительница младших классов «с добрым, почти старушечьим лицом», прощает брошенные ей слова о предательстве и сама просит прощение у ребёнка за недоверие. Даже сочувствуем «матери – генеральше» — директрисе Анне Викторовне, по-своему пытающейся разобраться в конфликте поколений. Не разделяем с детьми опричнину Александра Викентьевича, дежурного учителя, позволившего себе обыск и арест портфеля Кирилла. И, наконец, роль в этой истории классного руководителя, семнадцать лет проработавшей в школе, Евы Петровны. «Евица-красавица», утратившая уважение детей, беспомощно старающаяся сохранить лицо класса и школы, проигрывает столкновение характеров и жизненных принципов. За сбором макулатуры и металлолома, в бесконечных собраниях проходит её жизнь, которую она отдаёт детям. Но нужна ли детям такая жизнь, где в хор загоняют угрозами, а тимуровское движение перестаёт носить добровольный характер? Ребята сами говорят, что «Пока на нас орут, мы делаем, что велят. А без няньки и кнута ни на что не способны».
Формализм в работе застилает саму жизнь с ее неправильностями и неточностями, ошибками и прощением ошибок, веры в лучшее в человеке, как в случае с Петей Чирковым, прощенным вором и верным другом. Об этом надо вместе читать и говорить с детьми. Бич современности – не читающие дети. Не могущие выразить мысль в слове. Неслучайно сегодня как допуск к экзаменам за основную школу вводится зачетное «говорение». Литературные конкурсы, как мне кажется, побуждают семью и школу к решению проблемы общими усилиями. Районный конкурс «Читаем Крапивина» вслед за «Читаем Лиханова» — это работа учителя с детьми по привитию вкуса к чтению высоконравственной литературы, но это и работа над собой. Учитель не перестает учиться на таких книгах, как повести Владислава Крапивина, если читает их вместе со школьниками. Нет литературы для детей и взрослых, есть хорошие и плохие книги. Конкурс открывает возможность проявить свою позицию как ребенку, так и взрослому. Отец главного героя Кирилла Векшина, приглашённый учителем для разговора о пропаже денег, встаёт на защиту сына и произносит: «Человек болеет за честь того, что ему дорого, что он любит. Я вот на своем заводе с ученика начинал, там меня человеком сделали, там у меня друзья, и я за честь завода – руками, ногами и зубами… А есть у нас на заводе случайные люди: им бы отработать смену – и домой. Работают неплохо, ну а дальше, какой с них спрос? Какой спрос с учителей, которые работают так же, как случайные на заводе люди?»
А вот Ксения Викторовна Антипина, учитель Алексеевской школы пишет: «Каждому самому решать, каким учителем быть. Главное, необходимо помнить, что в руках учителя судьбы детей. Иногда сказанное в сердцах слово может надолго ранить детскую душу. Мы можем подобрать слова, чтобы ребенок расправил свои крылья и вновь поверил в себя».
Максим Антипин, 7Б класс, Алексеевск, прочитав «Колыбельная для брата», решил ответить на вопрос: «Что значит быть братом?» он пишет: «В июле 2017 года мне посчастливилось стать старшим братом. Повесть В. Крапивина стала для меня своеобразным учебником для старшего брата. Я понял, что старший брат должен быть справедливым и добрым. Во время разговора с Петькой Чирковым Кирилл понимает, что поступок Чирка – это результат его слабости и одиночества. Он предлагает ему выход из сложившейся ситуации, дает ему надежду, что все будет хорошо. «Тут Кирилл впервые увидел, что значит выражение «просветлело лицо». Ничего на лице Чирка вроде бы не изменилось, и все же оно стало совсем другим. Словно чище и красивее. И глаза у него сделались как у маленького мальчика, которому пообещали чудо». Я стараюсь быть другом и наставником для своего младшего брата. Надеюсь, мне удастся стать для него примером наряду с отцом. Братья – это не только родственники, но и лучшие друзья».
Эту же тему в своей работе развивают Березовские Елена Олеговна и Роман, школа № 5 г. Киренска: «Читая книгу, мы воодушевились, как автор показывает, что значит быть настоящим другом, как научиться понимать и принимать людей со всем чемоданом их слабостей, как стать сильным и уверенным в своей правоте и не бояться ее доказать. У Кирилла появился младший брат и нам кажется, что это сильно повлияло на него: теперь он чувствовал себя уже взрослым по отношению к этому маленькому чуду. У него появились новые ответственные должности. Это мы также можем соотнести и со своей семьей, когда в нашей семье появилась маленькая сестрёнка Анна, то старший брат Рома – повзрослел. На поведение героя повлияло то, что он нашёл себе друзей, которых сплотило одно общее и любимое дело – это строительство корабля. Когда ты чувствуешь, что ты не одинок и на душе спокойнее. Товарищи всегда могут выручить, что-то подсказать. Вот и Геннадий, ребята называли его просто «Дед», многому научил нашего героя, например, чтобы умел сдерживать слёзы. Каждый человек в жизни Кирилла не случайный, он вносит свою лепту: и маленький Антошка, и хулиган Дыба, и Дед, и маленький друг Митька-Маус».
Чудинов Михаил, 8 кл, школа с. Алымовка вместе с мамой Евгенией Александровной и классным руководителем Горбуновой Надеждой Викторовной – самые активные читатели и участники конкурса. Они верят, что ребята из повести «Колыбельная для брата», благодаря Кириллу Векшину и всему, что с ними произошло, станут настоящим отрядом, в котором «один за всех и все за одного». И что после всего того, что случилось с главным героем, он вырос во всех отношениях. Михаил пишет: «Я хочу быть похожим на Кирилла! Очень здорово, что на моем жизненном пути встречаются только хорошие люди! Хочу сказать СПАСИБО Владиславу Крапивину и организаторам конкурса, что помогли познакомиться с такой интересной и захватывающей повестью!!!»
Часть третья.
Не пускайте ржавчину в сердце!
(о повести «Тополиная рубашка»)
Мария Молчанова, 7Б, Алексеевск, представила на конкурс две работы, посвященные повести-сказке «Тополиная рубашка»: книжку-иллюстрацию к произведению и сочинение-размышление на тему «Добро и зло в повести-сказке «Тополиная рубашка» Владислава Крапивина». Она задалась вопросами: «Что символизирует ржавчина в повести? Кто такой хозяин? Мария пишет, что «История обычного мальчика потрясла меня и заставила задуматься. Нас с детства учат отличать добро и зло. Но так ли это просто? Ржавые ведьмы оказались людьми, которые однажды «пустили ржавчину в сердце», совершив зло и поплатившись за это, став слугами Хозяина – «человека паршивенького, заместо крови в ем одна жижа…Настя говорит, что людей со ржавыми кольцами полным-полно на белом свете. У некоторых эти кольца навиду – у тех, что колдуны да ведьмы, — а у многих они незаметны. Кое-кто про них и сам не знает, не ведает, что в душе у него завелась ржавая зараза». Данное произведение заставляет задуматься, как не впустить ржавчину в сердце, ведь каждый человек рождается таким, как Тополек – Славка, добрый и с чистой душой».
Кондратова Лидия, 8В, школа № 5 г.Киренска утверждает, что «главный герой сначала испугался появления «ржавых ведьм», но позже он разглядел доброту и заботу Степаниды, Глафиры и особенно Насти. Они убедились, что Слава — тот самый «листик тополиный», который их спасет, потому что к нему не пристает ржавчина».
Зарубины Светлана, 7А класс, и мама Анна Николаевна, Алексеевск, размышляя над повестью, пишут, что Хозяин не был похож на злобного колдуна, он говорил, что весь мир захватит без войны, «потихоньку, потому что люди-то сами весь белый свет в свалку ржавую превращают, а я над ржавчиной, мол, хозяин».
Замаратская Елена Владимировна, родитель, Алексеевск, назвала свою работу «Для чего нужна тополиная рубашка?»: «Эта книга мне очень понравилась, хотя кульминация произошла на последних двадцати страницах книги, но я читала их не отрываясь. Мы видим, как «растет» мальчик, но не физически, а духовно. Как укрепляется его дух, растет его решимость, как он использует свои возможности не только для своей выгоды, но и для других людей. Ему не чужды такие чувства как любовь, сострадание, сочувствие, неприязнь, страх и даже ужас. Но многое удается ему победить и не стать человеком с «ржавчиной». Более того Славе удается многих освободить от этой «ржавчины», потому как они уже выучили этот урок. Очень метко подмечено автором, что к детям «ржавчина» не пристает, а вот к взрослым сколько угодно. И очень часто дети помогают взрослым избавиться от этой «ржавчины», за что эти взрослые им потом искренне благодарны. Вот поэтому носить «тополиную рубашку» достойны только дети, с их чистотой помыслов и неокрепшей еще широкой душой. Потому как они нуждаются в защите, а «тополиная рубашка» — это и есть главная защита».
Часть четвёртая. Заключительная.
Короткий миг возвращения в детство нужен каждому.
(По повести «Брат, которому семь»)
Самые маленькие участники нашего конкурса учащиеся 2-4 классов по Положению о конкурсе получили задание: прочитать повесть «Брат, которому семь», проиллюстрировать с описанием изображенного или составить кроссворды с не менее пятнадцатью заданиями. Такие задания позволяют творчески поработать начинающим читателям. И ребята, надо сказать, покреативили: 33 кроссворда и 40 иллюстраций прислали на конкурс юные читатели. Кто-то сопровождал ребусы и задания рисунками, были и такие, кто нарисовал иллюстрацию, а описать забыл. Поэтому, дорогие ребята, внимательно читайте условия конкурса в Положении!
Есть участники, которые подготовили до 40 вопросов в кроссвордах – на славу потрудились и поэтому получили дополнительный бонус!
Все большие молодцы, но согласитесь, что те, кто нарисовал целую книжку иллюстраций, да еще с описанием каждой, заслуживают особой похвалы за свой труд. Думаю, так много потрудиться их заставила книга, герои которой увлекли ребят и влюбили в себя своими поступками и отношением к родным и друзьям. Вот имена этих трудолюбивых и увлеченных ребят: школа п.Алексеевск — Палей Варя, 5 А класс, и мама Татьяна Игоревна представили 16 иллюстраций с описанием, кроссворд и 3 ребуса; Потапов Евгений, 5А, и мама Оксана Владимировна – читательский дневник с отзывом и иллюстрациями, кроссворд 28 заданий; Молчанова Мария, 7Б, — книжка-иллюстрация к повести «Тополиная рубашка» — 15 рисунков и сочинение — рассуждение; Тетерина Маргарита, 4 класс – 13 иллюстраций; Топориковы Софья, 3 класс и мама Елена Николаевна – 6 рисунков и кроссворд; Замаратская Маргарита 3 класс, – иллюстрированный кроссворд из 17 заданий. Школа с.Алымовка: Горбуновы Кузьма, 4 кл., и мама Надежда Викторовна представили иллюстрированный кроссворд из 22 заданий; Чудиновы Михаил, 8 класс и мама Евгения Александровна – 2 кроссворда из 49 заданий и размышления о повести «Колыбельная для брата»; Наганова Елена, 8 класс – кроссворд из 27 заданий, Терновых Софья, 8 класс – письмо герою повести «Звезды под дождем». СОШ Банщиково представили семья Голышевых Фёдор, 2 кл., и мама Мария Ивановна, нарисовав иллюстрацию и составив кроссворд. Школа № 9 г.Киренска успешно представлена работами Мигалкина Дмитрия, 6 кл., Раменского Кирилла, 7кл., Ткаченко Алины. 8 кл. – педагоги Романовы Анжелика Владимировна и Полина Андреевна. Школа № 5 г. Киренска представила коллективную работу 4А класса, учитель Лисина Наталья Ивановна, три кроссворда с 47 заданиями. Много достойных работ, каждый участник будет награжден книгой В.Крапивина «Журавленок и молния», грамотами и сертификатами.
Если в безветрии парус повис,
А это тебя не трогает,
И если ты равнодушен и тих
Перед дальней дорогою,
И если ты перед шквалом дрожишь,
Кто за это в ответе?
Ты сам! Ты не понял, что жить
Тем лучше, чем крепче ветер.
В.Крапивин
Литературный конкурс принес свои плоды: кто-то впервые прочел книги В.Крапивина и удивлен, что не был знаком с его героями, кто-то стал считать «крапивинских мальчишек» своими друзьями, а кто-то из взрослых задумался о правильности своих взаимоотношений с подростками. Очень радуют неравнодушие и искренность участников, спасибо взрослым, кто нашел время читать с детьми, обсуждать, сочинять и думать. Спасибо учителям за организацию ребят.
Н.Калына