Учитель новой формации

Человек может стать умным тремя путями: 
путем подражания, путём опыта, путём размышления.
Китайская пословица

Сегодня только ленивый не рассуждает о том, каким должно быть образование, как надо учить и каким должен быть учитель новой формации.
«В современных условиях, когда произошла переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход,
учитель перестаёт быть просто источником информации. Он, скорее всего, проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, т. к. он способен передавать ученикам лишь те ценностные качества, которые присущи ему самому»,- читаю эссе незнакомой мне учительницы с 30-летним стажем. Трудно с этим не согласиться. И далее: «Наверное, каждый из нас задумывался, каким должен быть учитель новой формации. Я думаю, что учитель должен быть добрым, отзывчивым к детям и коллегам. Учитель должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами. Учитель должен делиться своим опытом с коллегами и не стесняться учиться у них».
Об этом состоялся разговор в Алексеевской школе на педагогическом совете «Самообразование – высшая форма самовыражения личности».
Разговор шел в форме диалога, вопросов-ответов, обсуждения тем, форм самообразования, анализа и самоанализа не только профессионального роста учителя, но и личностного, тем самообразования учителей-предметников и классных руководителей. Каждый учитель определял свой профессиональный рост, уровень саморазвития с помощью методики И.Щербо, что вызвало особый интерес. Обсуждали заметки на полях из «Тетради по самообразованию с заметками на полях» (методическое пособие Алдакаевой Н.Г. с полезной информацией в виде рекламы книг, статей, ссылок на сайты сетевых сообществ учителей и т.д), где, в частности, дается и поясняется совет: «Экспериментируйте в слабом классе! Это правило педагогической науки: добиваться хороших результатов в слабом классе».

Заключительным «аккордом» педсовета стало обсуждение книги Владислава Крапивина «Колыбельная для брата» — «Образ учителя глазами учеников».
Тон задал учитель физической культуры Иванов Михаил Павлович, высказав свое мнение о конфликтной ситуации, созданной классным руководителем в повести, приведя пример с кражей из собственного опыта. Резюме: нельзя публично обвинять в непроверенном факте, да и родителям совет: доверяй, но проверяй.
Зарукина Елена Иннокентьевна, социальный педагог и классный руководитель 9б класса, считает, что книга, прежде всего, для взрослых, для учителей потому, что в ней дан точный портрет разных учителей глазами ученика: «Возможно, у главного героя Кирилла Векшина первые проявления юношеского максимализма, но и мы, учителя, показаны не в лучшем свете, пусть и не все. Начнем с Веры Сергеевны, учителя математики. Спокойно, ненавязчиво разъясняет она Климову ошибочность его заблуждения насчет своего предмета. «Тем более я не могу ставить вам двойку. Потому что не сумела воспитать в вас прочную любовь к своему предмету…Здесь двойку заслужила скорее я». И ведь убедила: сдаст он и работу, и на олимпиаду пойдет, но ради нее. А ведь дорогого стоит, что ради тебя… Теперь Ева Петровна.

Лично мне понятно, что ей действительно надо уйти с классных руководителей, как она грозилась. Не смогла, не достучалась Ева Петровна до детского сознания, а почему? Ведь все делала, а у ребят — «Пока на нас орут, мы делаем, что велят. А без няньки и кнута ни на что не способны». Я думаю, потому и не смогла, что не встала на защиту своих учеников, когда их обыскивали, огульно обвинили в краже. И она, вместо того чтобы доказывать невиновность своих детей, встала на сторону обвинителей. Уж разобраться могла бы для начала, ведь классный руководитель знает учеников лучше, чем кто-либо в школе. Вообще, этот эпизод читаешь и стыдно за учительницу».
Учитель учителю задает вопрос: «Почему же, Ева Петровна, вы допустили мысль, что в вашем образцовом отряде есть воришки? А как беспардонно вы обошлись с доверенной вам тайной, хотя дали слово молчать? Не думаю, что ребята, пережив унижение, будут вас уважать».
Попова Елена Владимировна, учитель начальных классов: «Зоя Алексеевна, первая учительница, сначала поддалась общему мнению по поводу инцидента. Этого Кирилл вынести не смог и сказал, что она предала его. Однако, Зоя Алексеевна быстро поняла, что мальчик не виноват, и попросила у него прощения».
Так возник вопрос, а часто ли мы признаемся себе в том, что не правы, и просим прощение у ребенка? Ответ должен каждый дать самому себе.
Далее Елена Владимировна продолжила: «Эффективность во многом зависит от отношений, складывающихся между участниками. Педагог выступает одновременно в нескольких ипостасях: учителя, друга, помощника и наставника. Это очень сложно».

Тетерина Лариса Владимировна, учитель технологии приводит в пример для подражания Деда, которому всего — то лет 25 и нет педагогического образования, а он сумел заинтересовать и объединить мальчишек, дать первые уроки мужества и доброты. Почему? Отвечает он сам: «Сперва думал, что они просто работники, чтобы с кораблем управляться, а вышло, что главное не корабль, а ОНИ..».
А вот Снегирева Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования, считает, что «очень хорошо, что в окружении этих ребят есть не только НЕУМНЫЕ взрослые, но и УМНИЦА Дед, родители Кирилла, да и другие». Она тоже рассказала о случае из своей практики, когда пропали деньги. Заподозрив виновника, она решила так же, как и Михаил Павлович, переговорить с родителями ребенка. Через два дня деньги вернули. Татьяна Николаевна проявила тактичность, сказав маме, что ни в коем случае не обвиняет ребенка, но попросила помочь разобраться: «Я считаю, что выставлять ребенка на всеобщее презрение, обшаривать карманы недопустимо, как бы вы не были уверены в своей правоте».
Высоких Лариса Николаевна, учитель начальных классов, говорит о противоречивости образов учителей в повести. Почему? Рассуждали вместе. «С одной стороны, считает она, — ученики прекрасно понимают, что учителя стараются для них. С другой стороны, какими способами и средствами?». Лариса Николаевна считает, что данный конфликт позволил, возможно, вовремя, понять всем, что отряда нет, что дети ничего не знают друг о друге. Вот и Кирилл, а не взрослые, разобрался в беде Чирка, помог выкарабкаться одинокому однокласснику из нее, хотя сам пострадал. Разве это не надо обсуждать с детьми?
Мы говорили о том, что не надо читать нотации детям ни родителям, ни учителям: возьмите хорошую книгу, читайте вместе и обсуждайте события, ведь книга – надежный советчик и друг, всегда подскажет, как решить трудную задачку жизни. Книга – важный источник не только самообразования, но и самовоспитания. Об этом написала в своем эссе молодой педагог Кель Евгения Олеговна: «Для меня это произведение стало поучительным с точки зрения педагогической. А часто ли мы, педагоги, вникаем в недетские проблемы наших школьников? Начинаешь задумываться, а надо ли рубить с плеча, не выслушав, не разобравшись? Ведь в нашем современном мире это может быть толчком к буллингу».
Березовская Марина Михайловна, учитель географии, заместитель директора по воспитательной работе, сделала акцент на гуманной педагогике Амонашвили: «Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и заходит ребенок, который опоздал на 20 минут. Ваши действия? А как бы поступили учителя из произведения В.П.Крапивина «Колыбельная для брата»?». В своем эссе она высказала важную мысль: «Меня вдохновил образ простого человека, совсем не связанного с педагогикой, Деда, который чувствовал души своих «подопечных». Вот из этого человека получился бы прекрасный учитель гуманной педагогики».
Эта мысль звучит неоднократно. Бурова Раиса Михайловна, учитель начальных классов: «Очень интересна и неоднозначна личность Геннадия. В этом молодом, мечтательном и талантливом человеке скрыта огромная сила, поскольку считаю, что только сильные люди могут позволить себе быть добрыми. А он добр, это доказано тем, что вокруг него много ребятишек. Дети на интуитивном уровне чувствуют отношение к ним. В нашем современном мире не хватает таких идейных людей, которые способны организовать и направить энергию детей в нужное русло….Так хочется, чтобы современные дети прочитали и поняли превращение незаметного мальчишки в прекрасного человека, на которого захочет быть похожим младший брат».
Здесь хотелось бы уточнить: мальчик превратился не сам по себе в прекрасного человек – личность воспитывает личность. А рядом с Кириллом был Отец с большой буквы, который сказал очень важную для всех нас вещь: «Человек болеет за честь того, что ему дорого, что он любит. Я вот на своем заводе с ученика начинал, там меня человеком сделали, там у меня друзья, и я за честь завода – руками, ногами и зубами… А есть у нас на заводе случайные люди: им бы отработать смену – и домой. Работают неплохо, ну а дальше какой с них спрос?» Какой спрос с учителей, которые работают так же, как случайные на заводе люди? И еще: «Вот сейчас по школе шел, а какая-то дама, весьма почтенная, кричит на первоклашек так, что окна, простите, вот-вот лопнут…» — крайне недопустимая ситуация.
Человек с большой буквы Дед, рядом с которым Кирилл «почуял силу». И Вера Сергеевна – Учитель с большой буквы.
Пивнева Алена Николаевна, учитель английского языка, уверена, что учитель должен быть «и актером, и экскурсоводом, уметь рукодельничать, стряпать тортики….».
Дорогого стоят признания взрослых людей, опытных и молодых педагогов: не зря потратили время на чтение, «жаль, что раньше не произошла встреча с «крапивинскими мальчишками», что «Колыбельная для брата» — «самая эмоциональная для меня книга, читая которую хотелось плакать…», «эта книга заставляет задуматься, а еще заглянуть в себя, задать себе много вопросов».
Разговор, в котором приняли участие более 70% педагогического коллектива, прочитавших повесть, думаю, был не пустой. Крапивинские герои заставили учителей обсудить ряд конфликтных ситуаций из личной практики. Кто-то, возможно, мысленно посмотрел на себя глазами учеников. Вывод однозначен: во все времена был, есть и остается востребованным учитель понимающий, доброжелательный, увлеченный, влюбленный в свой предмет, умеющий повести за собой. И никакие технологии не заменят «роскошь человеческого общения»! А чтобы стать авторитетной Личностью с большой буквы, надо быть интересным, компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество. Следовательно, учитель новой формации – это, прежде всего, непрерывно развивающаяся личность. Открытая для всего нового, умеющая легко отказываться от штампов и стереотипов в учебно-воспитательной работе и в жизни вообще. Это человек с развитой интуицией, со здоровым чувством юмора. Он должен быть готов и рад не только учить, но и учиться у своего ученика.
А чтобы такие мальчишки, как Кирилл Векшин, «СИЛУ ПОЧУЯЛИ», надо, чтобы за их спинами была команда «Капитана Гранта», возглавляемая учителем, классным руководителем, а экипаж состоял из мальчишек и девчонок, родителей класса. И тогда никакой шторм им будет не страшен!

Дата обновления страницы: 05.12.2021

Пройти опрос


Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122